Наталия Папаскири о спектакле "Мама": надо научиться слушать и слышать друг друга

Наталия Папаскири о спектакле "Мама": надо научиться слушать и слышать друг друга

7 июл 2022

В Государственном русском театре драмы им. Ф.А. Искандера прошли премьерные показы спектакля «Мама» по пьесе современного французского драматурга Флориана Зеллера.

 

Заслуженная артистка Абхазии Наталья Папаскири - одна из исполнительниц главной роли в спектакле. 

 

Расскажите о своей героине.

 

Я играю Маму, но Маму играет еще одна актриса - Катерина Барышева. Это решение режиссера. И мамы эти  - две стороны одного человека, которые нельзя четко разделить по возрастному цензу, что одна молодая, а другая - старая. Есть разные периоды по сюжету у каждой актрисы, исполняющей роль Мамы. Автором так написано, что мы имеем право представлять все как фантазию мамы или как реальность, и мы этим пользуемся. И пусть решает зритель, что из увиденного фантазия героини, а что ее реальность. Моя задача актрисы - исследовать природу этой трансформации. Понять, что стоит за словом.

 

В репертуаре театра мам у меня много - но в «Кровавой свадьбе» мама одна, Клетемнестра в «Электре» тоже мама, но что она вытворяет. Роль в «Маме» очень интересная. Мне нравится сам материал, то, как пишет Зеллер. Его иногда сравнивают с драматургом Ионеско, абсурдистом. Зеллер отрицает это, но у него есть моменты похожие, когда каждый герой сам по себе существует. Хотя они разговаривают друг с другом, ведут диалог, но каждый о своем и точек пересечения у них нет. Нет сцепки в конкретном диалоге. Это сложно, но именно это нас и привлекает, когда мы смотрим и следим за актером.

 

Какие главные темы звучат в спектакле «Мама»?

 

В спектакле «Мама» рассматривается человеческая душа, ее состояние в момент разрушения реальности. Как психика человека реагирует на эти перемены и как потом выстраивается жизнь. Вскрыта тема одиночества матери. Женщина, как правило, отдаёт всю себя семье, детям, мужу. И имеет, наверное, право ждать какой-то отдачи, внимания в ответ. Но, безусловно, не для этого все делает, а потому что их любит. Однако настаёт период, когда у детей появляется своя жизнь, они взрослеют. И мама в «Маме» ощущает моменты обостренного одиночества. И если психика не такая крепкая, возникают проблемы, плюс ко всему у неё ещё и депрессии, которые ее изводят, провоцируют дальнейшее определенное поведение. Депрессия у неё от одиночества. Ведь, можно жить и в большой семье и быть одиноким. Человек, без которого не могли обойтись близкие, вдруг никого больше не интересует… Почему так произошло - интересный вопрос.

 

В чем сложность или интерес для Вас играть в таком спектакле, как "Мама"?

 

Жанр не простой  спектакля - чёрный фарс. Существовать в этом интересно, сложно, но мне очень нравится этот приём. Спектакль будет играться в камерном пространстве и такой формат комфортен для актеров. Подача другая, немного киношная. Здесь зритель будет совсем рядом, как гость в доме, участвовать в самом процессе. Я с удовольствием работаю с молодым режиссером Евгением Закировым. Он, кроме режиссуры, разбирается в актерской кухне, помогает нам.

 

То, что Вы тоже мама, у которой есть и сын, и дочь, как в спектакле у персонажа, как-то помогает Вам играть эту роль?

 

Да, конечно. Но у меня совсем другие взаимоотношения с детьми. И тут скорее опыт жизненный и понимание с возрастом многих вещей работают. Имеет актриса, исполняющая роль матери, детей или нет, не всегда влияет, это не шаблон. Например, Наталья Гундарева играла многодетную мать, и как она играла! Для того, чтобы так сыграть важна женская природа, сильное женское начало в актрисе. 

 

У каждого человека своё пространство и не нужно его нарушать. Есть такое выражение: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Мы порой забываем об этом в семье. Если требуешь, чтобы тебе не мешали, понимали и дали поработать, так же относись к другому человеку. Нельзя влезать в жизнь детей. Но с другой стороны, родители не могут не интересоваться жизнью своих детей. Пока они формируются, родители подсказывают какие-то вещи. Но потом излишняя опека будет гипертрофированной любовью, и об этом тоже есть в спектакле. Что значит слишком сильно любить. Конечно, ты волей или не волей проецируешь на себя какие-то поступки и отношение к этому.

 

Я мама со стажем, и как совет могу сказать мамам - не лезь к детям больше, чем надо, будь деликатной, осторожной, внимательной и терпеливой. Надо научиться нам слушать и слышать друг друга. Это очень важно. Такое отношение принесёт свои плоды в вашей старости.

 

Что, по-вашему мнению, захватит внимание зрителей на спектакле «Мама»?

 

Суета и заботы в нашей жизни не оставляют времени на анализ сложных ситуаций в семье, разбор и поиск причин конфликтов. К психологу мы не обращаемся, как правило. При просмотре спектакля мы же отблески своих переживаний считываем, сопоставляем с собой, отзвук какой-то слышим. Может, у кого-то и не такая ситуация, но близкая. Очень важно услышать вовремя тревожные звоночки в наших семейных отношениях. Кто-то задумается и проявит большее сочувствия и внимания к близкому. Это поможет предотвратить возможную беду.

 

В спектакле исследование сторон души человеческой. Не просто функции мамы. У неё же тоже идёт параллельно своя душевная история, своя жизнь, которая не простая. Женщина создана так богом, что она терпит очень многое и старается с этим справиться. Кто-то справляется, а кто-то нет. Нет готовых решений и готовых ответов. И это мне нравится в спектакле, что вектор в разные стороны может быть направлен. Одна и та же сцена может трижды проигрываться, но в разном ракурсе и с разными акцентами. И это дает широкое поле для игры актрисы в роли Мамы. Работать и существовать в этом интересно и полезно. Кроме этого, в спектакле много неожиданных и парадоксальных приемов, такой жанр мы исследуем впервые. И это здорово! 

 

Беседовала Амра Амичба

 

Билеты на спектакль «Мама» можно приобрести в кассе театра и онлайн, а также в офисах «А-Мобаил» по всей Абхазии. Справки по телефону: 7-204-204

Поделиться в соцсетях

Новости