Нина Шалимова об «Отцах и детях»: спектакль, уничтожающий штампы

Нина Шалимова об «Отцах и детях»: спектакль, уничтожающий штампы

18 апр 2025

Публикуем отзывы выдающихся театральных критиков России на спектакль «Отцы и дети», показанный на фестивале «Встречи в России» в Санкт-Петербурге 9 апреля 2025 года.


Нина Шалимова - историк театра, театральный критик, доктор искусствоведения, профессор, руководитель курса на театроведческом факультете ГИТИСа.


«Какая труппа замечательная, и как каждый в этой труппе в спектакле понимает про что он играет и зачем на сцену вышел. Мне всегда особенно дорого в театре, когда каждый играет не роль свою, а каждый играет спектакль. И то, что называется «зерном автора», так точно вскрывается, с такой свободой восприятия, с таким объемным юмором, который окутывает каждую сцену. 


Спектакль разрушает все сложившиеся штампы про Тургенева. 


Первый штамп: «дворянское гнездо», уходящая натура, стиль ретро, дымка ностальгии - все то, что появилось с легкой руки Андрея Кончаловского: здесь от этого следа нет.


Штамп номер два: резкая черта между «отцами» и «детьми», конфликтные несовпадения, противостояние, взаимоотторжение - оказывается, и этот штамп в спектакле уничтожен. 


Еще один штамп: мягкость, интеллигентность, подтексты, «затексты», сверхтексты - он тоже уничтожен. Иными словами, в спектакле по Тургеневу, что его делает спектаклем XXI века и подлинно современным, нет никакого следа «тургеневщины». Она просто «на подходе» уничтожена, и это замечательно. 


Следующее важное качество вашего спектакля. Гораздо легче, любой актер это знает, играть на сцене раздражение, злобу, обиду, гнев - весь отрицательный спектр эмоций. Иными словами, все дисгармоничное, злое, атакующе-нервное, кажется более художественно заманчивым, нежели добро, которое всегда такое блеклое, одинаковое, голубовато-дымчатое. Уничтожение редкой разделительной черты между отцами и детьми - то, что принципиально новое в Вашем спектакле. Замечательно то, что все персонажи - положительные герои. Иными словами, каждый из них соответствует норме порядочности. И в этом плане нет резкой разделительной черты между «отцами» и «детьми», а где проходит эта черта, этот соединительный союз «и» - здесь уже упоминалось слово «перестройка», время больших перемен. И тут широкий гуманитарный подход к Тургеневу Егора Равинского, который мне чрезвычайно близок. Собственно все, что разделяет «отцов» и «детей» - это время действия, потому что оно у них разное. Время действия «отцов» - это длящаяся современность, идущая от начала века, а дети существуют в другое время, они «хлебнули» другой реальности. 


К «отцам» в русской культуре было отношение иронически снисходительное. Моему сердцу очень дорого, что молодой режиссер и молодые артисты на «отцов» посмотрели внимательно, зорко и без всякого иронического снисхождения. Это очень ценно и важно. По сути дела, актер Кирилл Шишкин, исполняющий роль Павла Петровича Кирсанова, защитил всю русскую аристократию, защитил пространство дворянской культуры, и это не фанаберия, это не смешной анахронизм, это тот же самый поступок, который совершил А.С. Пушкин. Он первый в истории русской культуры, который защитил честь своей жены. И тут - не за Фенечку стреляется Павел Петрович, он стреляется за честь брата. И это в спектакле показано уважительно и честно. 


Паузы в спектакле замечательные, и видно как все проработано про внутренней линии, Вы не боитесь пауз, Вы существуете в них осознанно, свободно, спокойно, без лишних нервов, так как полнота предлагаемых обстоятельств освоена просто замечательно, и присвоена - вот что важно. Как интересно наблюдать в Вашем спектакле что происходит между людьми. Налаженное течение сценической жизни от начала к финалу и делает этот спектакль таким цельным и таким прекрасным. 


Французы говорят, чтобы сделать рагу из зайца, надо иметь хотя бы кошку. Иными словами, чтобы сыграть «Бесприданницу», надо иметь Ларису. В спектакле безупречное распределение ролей, абсолютно точное. Евгений Базаров (Эмиль Петров) - такое ощущение, что ему противно то, что происходит в «перестройку», эта «обширная говорильня», как у Островского в «Мудреце». Базаров притомился от этой говорильни. Он мужчина, которому важна «настоящесть», так как он сам настоящий. Очень легко было бы соскочить на напряжение эротическое, но здесь Одинцова, которая сама придумала себе свою независимость и самодостаточность. Актриса (Ирина Делба) это замечательно, тонко и умно делает, она играет не влечение к Базарову, а как будто она на крыше стоит и очень хочется заглянуть вниз, хотя знаешь, что закружится голова и можешь упасть. И Ваш Базаров этому соответствует. Вот почему хранящую свою независимость и покой, оказавшуюся в плену своего имиджа Одинцову, как это застроено в Вашем спектакле, притягивает значительность и настоящесть Базарова - он не притворяется, он никого из себя не изображает. 


И фраза, наверное, очень трудная для органичного произношения, но прозвучавшая у Базарова абсолютно органично и наполненно: «Я думал, я нужен России». И эта Россия у меня перед глазами встала в этот момент: она была у актера, и поэтому ее увидела и ощутила и я. О чем написал роман Тургенев - о России. И Ваш спектакль - о России. Поэтому с этого фестиваля я его уношу как несомненное событие моей жизни. Ваш спектакль вошел в мою зрительскую копилку и расположился между самыми ценными спектаклями, которые я за свою жизнь видела». 

Поделиться в соцсетях

Новости