Ираклий Хинтба: нужно меньше говорить о проблемах и больше - о возможностях

Ираклий Хинтба: нужно меньше говорить о проблемах и больше - о возможностях

21 апр 2024

Генеральный директор РУСДРАМа Ираклий Хинтба в эфире радио «Sputnik Абхазия» в интервью журналисту Наале Мукба рассказал об участии в Балтийском культурном форуме, проходившем в Светлогорске Калининградской области 17-18 апреля, а также о том, как происходит культурный обмен между странами и что дает участие в подобных форумах абхазской культуре.


Балтийский культурный форум – одно из главных мероприятий по развитию культуры в регионах России. Это дискуссионная площадка, где совместно с профессионалами, экспертами и властью представители культурных учреждений и деятели искусств обсуждают самые актуальные вопросы. Мероприятие крупное, участников около 600 и 100 спикеров из России и зарубежья.


Расскажите и Ваших впечатлениях.


Впечатления разнообразные и серьезные, потому что действительно, мероприятие крупное, важное не только в региональном плане, но и в общероссийском масштабе, и с точки зрения постсоветского пространства. Помимо участников из России, были руководители русских театров из стран ближнего зарубежья. В рамках форума прошло заседание Ассоциации русских театров зарубежья, на котором я выступил вместе с такими известными людьми, как Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству, Александр Калягин, великий русский артист, Сергей Шуб – генеральный директор театра-фестиваля «Балтийский дом» и один из основателей и создателей этой Ассоциации. Там были руководители Фонда «Русский мир», представители правительства Санкт-Петербурга и мои коллеги – директора русских театров. Мы обсудили современное состояние театрального процесса в ближнем зарубежье. В частности, мною был выдвинут тезис, что сегодня мы меньше должны говорить о проблемах, а больше - о возможностях. Этих возможностей много. Возможности многоканальной поддержки представляет Российская Федерация - и надо ими воспользоваться, быть проактивными, опережать обстоятельства и задачи, которые мы ставим перед собой. Также на форуме прошло большое пленарное заседание Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров. Это масштабный проект, уже несколько лет реализуемый под руководством авторитетного, выдающегося театрального руководителя, директора Вахтанговского театра Кирилла Крока. В рамках этой сессии мне предоставили честь выступить в большом зале «Янтарь-холл» с презентацией, посвященной опыту нашего театра, – Театра имени Искандера, о том, как нам удалось в столичном, но небольшом городе сделать театр, который играет спектакли практически каждый день, который посещается, востребован на гастролях, о котором знает вся Россия, мы везде на хорошем счету. Выступил с сорокаминутной речью, которую слушали коллеги – руководители театров и театральные менеджеры России.


Вы рассказали об опыте РУСДРАМа, который, бесспорно, интересен для театров и менеджеров других стран. А если говорить и взаимном интересе, в чем главный смысл и главный интерес для всех участников форум видите Вы?


Интерес в том, чтобы поделиться опытом, пообщаться, узнать новое. Интерес и в том, чтобы больше ощущать нашу общность, потому что театральный мир не знает границ. Мы тоже по сути не ограничиваем себя пределами Абхазии и активно позиционируем себя в российском театральном пространстве. На форуме была министр культуры России Ольга Борисовна Любимова, с которой у меня была возможность подробно пообщаться. Имел честь познакомиться с прекрасным молодым губернатором Калининградской области Антоном Алихановым, который, кстати, родом из Сухума, - он успешно развивает область и это видно невооруженным взглядом, удивительным образом всё преобразуется. И много-много других очень важных и влиятельных людей, которые Абхазию воспринимают сегодня, в том числе, через призму театра и наших театральных достижений. Мне кажется, мы украшаем образ нашей страны тем, что мы делаем.


С тем, что РУСДРАМ является украшением Абхазии, точно не поспоришь. Главной темой форума была тема «Философия культуры». Как Вы понимаете эту фразу?


Это широкая тема. Философские определения культуры разнообразны. Но самое главное, что они дают направление для практических действий. Скажем, если взять такое определение культуры, как способ сохранения и трансляции ценностей, то культура, безусловно, этим занимается, и очевидно, что такое сохранение, трансляция и укрепление ценностей возможны только в диалоге культур, что без диалога культура замыкается в себе, она гибнет. А настоящие произведения искусства возникают, когда происходит взаимовлияние культур. Можно на примере Фазиля Искандера иллюстрировать это на тезис. На примере нашего театра: используя достижения русской театральной школы, методологии театра, созданной Станиславским и Немировичем-Данченко, мы говорим об Абхазии, об абхазской душе, об абхазской психологии, транслируем абхазские образы и сюжеты, художественно их осмысляем, вскрываем. Ну и, конечно, наши актеры, которые плоть от плоти абхазской земли, темперамента, энергии. Когда происходит это соединение, то, что Фазиль Искандер называл «перекрестным опылением культур», возникает серьезный художественный результат. Так что культуры должны взаимодействовать, и российская театральная культура помогает сегодня развитию театральной культуры Абхазии. Таким образом во взаимодействии культур и происходит укрепление культурного суверенитета. Не в замыкании культуры в себе, а в ее открытости, способности взаимодействовать, обогащаться другими культурами. Тогда укрепляется культурный суверенитет и формируется то, что называется культурным многообразием современного мира. Абхазия – яркая часть этой прекрасной палитры.


На форуме шла речь и о взаимодействии искусства и нейросетей. Это, с одной стороны, возможности, но, с другой стороны, и вызовы. Для театров и театральной жизни как Вы на это всё смотрите?


Любой вызов – это новые возможности, но не всегда новые возможности - это вызовы. Речь о том, что во всём, что касается театра, возможна только живая энергия, только живое исполнение, живая эмоция, взаимодействие актеров на сцене и зрителей в зале. Никакие другие формы театрального искусства или попытки создать какой-то суррогат театра невозможны. Именно в этом гениальность театра, его непрерывное существование на протяжении более двух с половиной тысяч лет. Что касается собственно нейросетей именно в разрезе театра, этот вопрос не обсуждался и, слава Богу. Это, конечно, реальность сегодняшнего дня, которую нельзя отрицать, но опасность подмены человеческого мышления, творчества искусственным интеллектом существует. И так мы уже разучились писать, считать в уме, общаться и формулировать, за нас это делает искусственный интеллект, и это становится проблемой именно для человека, для каждого из нас. Сегодня даже подводки для соцсетей пишут нейросети, а не люди. А ведь весь смысл культуры - в человеке. Человек – это центр, ядро культуры.


Ираклий Ревазович, Вы говорите о важности взаимодействия на культурном уровне, но как Вам кажется, в последнее время культурный обмен между Абхазией и Россией усиливается, между участниками того же форума? Ведь политику, культуру и спорт очень сложно отделить друг от друга, учитывая сегодняшние реальности, сотрудничество углубляется, развивается?


Мне представляется, что да, потому что мы видим как Министерства культуры Абхазии и России достигают результатов в конкретном наполнении российско-абхазского культурного сотрудничества, существуют соответствующие программы, наши коллективы постоянно выезжают, специалисты сюда приезжают. Когда произошел пожар в Национальной картинной галерее, приехали реставраторы из России по инициативе министра культуры Ольги Любимовой, это тоже культурное сотрудничество. По сути, мы в одной лодке. И очень важно, чтобы мы сами умели пользоваться теми возможностями, которые предоставляет Российская Федерация. Умели пользоваться ими во благо абхазской культуры, во благо развития искусства. Всё зависит от нас. И этот посыл был в моей речи на форуме. Есть такой нехороший «синдром выученной беспомощности», когда мы сами перед собой ставим какие-то ограничения, барьеры и говорим, что не можем их перепрыгнуть, преодолеть. Но ведь всё возможно. Нужны энергия, желание, любовь к тому делу, которым ты занимаешься. А российские коллеги никогда не отказывают в просьбах оказать поддержку, в предложениях по сотрудничеству.


Для наших слушателей результаты сотрудничества, которые можно осязать, «потрогать», увидеть мы неоднократно говорили, но хочется еще раз проговорить. Чего мы добились благодаря этому сотрудничеству на примере Вашего театра?


Мы добились того, что у нас есть такой замечательный театр, который работает на русском языке, который использует в своей работе методологию, разработанную в России, которой пользуется весь мир. Мы ее активно используем, но при этом мы создаем спектакли, которые отражают мироощущение, образ мысли и чувства наших людей, нашего народа - то есть развиваем абхазское театральное искусство. Это главное, это и есть тот самый диалог культур и результат этого диалога. И это касается не только РУСДРАМа, но и других наших учреждений культуры. 


Мы говорим о культурном многообразии, и наша программа называется «Взаимный интерес». С нашей стороны этот интерес очевиден и понятен, а с российской культуре зачем это нужно?


У Достоевского в речи о Пушкине есть определение «о всемирной отзывчивости русской души». Русская, российская культура часто выступает как донор, как набор возможностей для других культур, которые могут этими возможностями воспользоваться для собственного развития. Мы же помним, как и абхазская культура формировалась, и наука, и литература, и всё остальное - через модернизирующее влияние советской, можно сказать российской, культуры, цивилизации. Как абхазский профессиональный театр создавался? Он создавался приглашенными извне театральными деятелями. Основоположники - Дмитрий Гулиа, Кондрат Дзидзария, но это был самодеятельный, народный театр, а когда они поняли, что надо создавать профессиональный театр, то пригласили Василия Домогарова и других театральных деятелей, которые и создавали национальный абхазский театр. Россия большая культурная сверхдержава, она не может не влиять на развитие народов и государств, которые расположены по-соседству, находятся в союзнических отношениях с Россией, где распространен русский язык, где люди читают русскую литературу. Мне кажется, это для России это своего рода цивилизационная миссия, как и для большой державы. Поэтому и сегодня в мире, который наполнен противоречиями политическими, экономическими и так далее, Россия заявляет о приоритете культурного суверенитета, о том, что культура должна быть основой суверенитета. И поэтому, укрепляя нашу культуру, мы таким образом укрепляем наш суверенитет. А укрепить нашу культуру мы можем используя достижения, технологии, возможности, которые нам предоставляет российская и, в целом, мировая культура.




Поделиться в соцсетях

Новости