26 ноя 2024
24 ноября Театр имени Фазиля Искандера с большим успехом сыграл спектакль "Пастух Махаз" на фестивале "Мост дружбы" в Йошкар-Оле. Предлагаем ознакомиться с комментариями театральных критиков - представителей экспертного совета фестиваля.
Валентина Фёдорова, театровед, театральный критик, член редакционного совета журнала «Современная драматургия», главный редактор газеты «Вахтанговец»:
Для меня это уже третий спектакль театра - «Электра», «Кьоджинские перепалки» и «Пастух Махаз». Все три спектакля разные совершенно, такое ощущение, что разные театры делали. «Кьоджинские перепалки» - одна из лучших работ Александра Коручекова. Посмотрев «Электру», подумала, мейнстрим в другой стороне, великолепные актеры, которые выполнили задание режиссера. Сегодня увидела третью вашу ипостась, и мне она чрезвычайно интересна, вы нутром чувствуете где этот мейнстрим и идёте куда надо.
Спектакль о людях, о человеческой душе, о человеческих отношениях, пронизанный юмором, радостью жизни и подлинностью. Уже надоели псевдогерои, псевдоперсонажи, картонные куклы, которые прыгают и дёргаются за верёвочки, очумевшими от собственной вседозволенности режиссёров. Здесь я видела ваше нутро и вашу соотнесённость со временем. Видимо, вы как тонкий прибор чувствуете, что требует время, что требует зритель. Вы слышали, как весело смеялись и как хватали каждое слово в первых сценах. Это было так вкусно, как говорят молодые люди, было приятно и точно. Эти щебечущие девчонки, дочери Махаза, которые бегали вокруг и смешно танцевали, - это была настоящая жизнь.
Элементарная декорация, диагональная композиция - винтовая лестница всегда очень выразительна. Можно рисовать горы, можно сделать 3D, проекцию, от которой меня оторопь берет, а можно просто поставить дугу, и ты абсолютно точно видишь горы, по которым пастух бегает, ходит, живую природную среду, в которой существуют эти люди. Откуда и возникло их определённое отношение к жизни. Она формируется всем - природой, погодой, наличием солнца, отсутствием оновым, тяжелой дорогой вверх по камням.
Подлинность чувств человеческих и юмор, который вы удивительно сохраняете, видимо, вы нашли точное сопоставление, совпали с режиссёром Олесей Невмержицкой. И у вас получилось! Вы сильны своим ансамблем. Вы как пазл - один в другого входит. И эти семь девчонок с мамашей во главе с тонюсеньким голоском, которым она говорит, но видно, что это железный голос.
В спектакле есть удивительные вещи - это красный берет как символ радости и символ падения. Берет, который оказывается в ногах на ковре у старшей дочери и всем понятно, что к чему. Образность, которая вам присуща и которую вы блестяще осуществляете в пространстве, бьёт очень сильно.
А как вы сумели с одного регистра перейти на другой - регистр трагедии, но не рвать на себе волосы, а сделать человеческую трагедию!
Про кровную месть. Мы сейчас живём в непростых ситуациях специальной военной операции и очень много проблем в связи с этим возникает. И как всегда, мы обращаемся к своим предшественникам Александр Невский, Суворов. И когда я сейчас смотрела ваш спектакль, вспоминались слова Суворова «врага надо убивать до конца». Наверное, в этом есть какая-то первобытная, бесконечная правда. Наша доброта, гуманизм выработаны человечеством, но есть что-то, что трогать нельзя, что надо защищать до последней капли крови. В Махазе такая сердечность, человечность, он настолько безобидный, что тёмной ночью будет стоять с топором, а ты мимо пройдёшь, у тебя не будет ощущения, что ты в какой-то опасности. Красивый мужчина пастух Махаз (актёр Саид Лазба), от него идёт надёжность, и когда мелкие девчонки его облепляют «папа-папа», ты понимаешь, что это стержень жизни, он молчит, но они всё воспринимают через нежность и любовь. У него не только месть, у него миссия и у вас это читается - миссия очистить землю от скверны. Это поступок настоящего мужчины.
Спектакль рождает не просто художественные ассоциации, а выводит на высокий философский уровень. Когда Махаз пытается объяснить милиционеру корявым русским языком «я убил человека», не может эту ношу нести, он её должен как Раскольников выйти на Сенную площадь и сказать «я убил». Махаза никто не гонит, он должен признаться, потому что это продолжение его личности, иначе ему надо самому себя по горлу полоснуть.
Глубочайший философский спектакль, он выводит нас на удивительные общечеловеческие проблемы, это очень важно, особенно сегодня, когда мир на очень страшной грани. Если мы поднимаем такую тему, помимо того, что это высокохудожественное событие, это очень ясная гражданская позиция и поступок.
Екатерина Морозова, театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент кафедры зарубежного театра, художественный руководитель курса (ГИТИС), старший научный сотрудник Государственного института искусствоведения:
«Начну своё выступление с вашего слогана «Твой любимый РУСДРАМ». Остались под большим впечатлением от спектакля «Евгений Онегин», даже выискала в программке «Пастуха Махаза» имена актеров, которых видели в прекраснейшей постановке, одной из лучших по Пушкину - Саид Лазба, Лоида Тыркба, Джамбул Жордания, Ирина Делба. Очень дружу с режиссёром Марией Романовой, ваш театр имел счастье с ней работать. Понимаю, что театральная культура, театральное отношение к материалу в вашем театре всегда серьёзно сосредоточенное. Первая встреча с РУСДРАМом была содержательная.
Для меня ваш спектакль «Пастух Махаз» стал про то, как существует сегодня национальный менталитет, со своим кодом, укладом, мировоззрением, глубокими традициями во времена западного менталитета - свобода личности, равноправие, свобода от гендерности, нивелирование религиозного мышления, религиозного оправдания своего поведения, и кто несёт за это ответственность. Для меня спектакль про это.
Соглашусь с коллегами, что очень хорошо выстроено сценическое пространство. Я очень хорошо знаю природно-географическое составляющее (бываю в Абхазии с детства), которое очень важно для народа, существующего во имя и для защиты своей традиционной ментальности и оправдания того, что они делают. И каменная тропа в сценографии, по которой восходит Махаз, символична. Для меня была очень сильная сцена, когда прекрасный Саид Лазба разрубает чемодан, с которым дочери уходили из дома и по своей доверчивости попадают в грустную историю. Тема стремительности прогрессивного и устоев - как найти в этой диалектике баланс. Есть прекрасная фраза «западное знание и восточная мудрость» и на самом деле, современный человек находится посередине этого разрыва.
Причина того, что Сократа играет актриса, по-моему мнению, в том, что у знания нет гендерности. Вы взяли рассказ «Пастух Махаз» и пьесу «Рукопись, найденную в пещере» - некоторая философичность жизни Махаза раскрывается для нас через Сократа. Махаз - это современный Виталий Калоев, который убил авиадиспетчера, по ошибке которого произошло крушение самолёта. Себя оправдывал, что едет на священное дело. Европейское общество, естественно, сказало, «о, какой ужас!», действительно, ужас, когда человек убивает другого человека. Но оправдание поступка совершенно разное, если не учитываешь важный компонент. Поступок Махаза, который совершается, оправдан своим ментальным кодом, а оценён он государством. Этот драматический конфликт, который тоже сейчас присутствует и на арабском Востоке, и на Кавказе. Как живет культура, основанная и оправдывающая свои действия не на государственном уровне, а на том, как жили предки. Я скажу так, напишу доклад про лезгинку под «Модерн токинг». Это огонь, друзья мои, с точки зрения соединения национальной культуры и того, как живет сегодня современный человек. Это настолько яркая метафора, яркий символ того, в каком мире мы с вами живем. Прям 100 баллов!
Хочу также отметить замечательную работу Джамбула Жордания (роль Шалико), который профессионально, четко держит стиль порочного существа, который совершенно не понимает в чем проблема, всё же вроде по согласию. Порочность с прекраснейшим обаянием. Сцена на разность существования, когда приходит Махаз и обличает его, видим степень поступательного понимания происходящего и смену регистров от комедийности, сатиры до ужаса, прекрасно сделана.
Спектакль поднимает важные темы. Спасибо огромное за такой серьезный спектакль.