Ирина Делба о "Солярисе": Хари - моя первая большая роль

Ирина Делба о "Солярисе": Хари - моя первая большая роль

24 мар 2021

Актриса Театра Искандера Ирина Делба рассуждает о романе Станислава Лема «Солярис» и рассказывает о работе над образом Хари в новом спектакле. 


Научную фантастику люблю с детства. Читала и Рэя Брэдбери, и Айзека Азимова. Когда нам сказали, что в нашем театре будут ставить спектакль по роману Лема и всем подарили книги, я за одну ночь прочла «Солярис. Потом был очень длинный период, когда не знали, кого на какую роль утвердят. Конечно, были свои пожелания, но я молчала. И когда в рабочий чат скинули распределение, мы с Ладой в гримерке стали визжать от радости. Выбежали в коридор и там встретили Ираклия Ревазовича. Вот такая эмоциональная реакция была на новость. 

Образ Хари мы сочиняем. Мы предлагаем свои идеи, что-то идет изнутри. Нас же двое исполнителей роли Хари. Мы с Мадленой Барциц абсолютно разные. Кому-то удобно так, другому - подходит другое. В каких-то моментах мы даже не сходимся. Это и хорошо. Режиссер тоже говорит о том, что мы не должны быть одинаковыми. 

Я не стала смотреть фильмы «Солярис» целенаправленно. Есть сцены в спектакле, которые мне сложно даются. Чтобы понять, как это все происходит, посмотрела эпизод в фильме, где Хари пьет жидкий кислород, чтобы покончить с собой. В итоге, решение этой сцены в фильме нам не подходит, так что украсть ничего не получилось.

Ситуацию на Солярисе я рассматриваю через призму любви. В спектакле есть ученые, изучающие Солярис, у них своя линия. У меня же вся линия построена на сумасшедшей любви к Крису. Когда читала роман, в мыслях шла отсылка к Древней Греции, к Афродите – богине любви. Ее муж – бог войны, младше ее. Младшие боги выполняют только одну функцию, он может только воевать и ничего больше, так и Крис, он может заниматься только наукой. Тогда как Афродите подвластно все – она богиня любви, она старше и мужа, и даже его отца Зевса. Так и Хари – она есть любовь всепоглощающая. И если она проекция мыслей Криса, то и он должен знать, как сильно она его любит. Все, что происходит в общении с Крисом, даже ссора, обида, все через призму любви. И тогда возникает четкая линия, и оправдано воздействие на зрителей ее финального поступка. Говорят, что в паре кто-то любит больше. Мне кажется, в паре Хари-Крис больше любит она. 

Хари - проекция мыслей Криса, она умерла, ее нет. Но если бы не было земной Хари, не было бы ее и на Солярисе. Я не могу отделить их друг от друга. Конфликт ее происходит от того, что она понимает, что не настоящая. Она хочет казаться другой, хочет быть другим человеком, что я - не она. Но это невозможно. Я могу сегодня захотеть стать Грейс Келли, но от моего желания ничего не зависит. По мне, очень трогательно, что проекция начинает любить, чувствовать. Да, в ней изначально заложена любовь к Крису, она с этим и создается Океаном, потому что та Хари любила его. Она это принимает, чувствует свое сердце, несмотря на то что не человек. 

Хари эмоционально и духовно сильнее, чем Крис. Она сильнее на Земле, и сильнее здесь на Солярисе. Несмотря на то, что физически сильна, она очень ранима, в разы воспринимает все чувствительнее, чем мы. И постоянно у нее самокопание и расследование своего существования. Если сначала это безоблачная, воздушная любовь, то потом идет линия развития, она не понимает в чем дело, ищет проблему в Крисе, а потом осознает, что она иная. Принимает финальное решение и идет на него. 

Мне понравилась в «Солярисе» история невозможной любви, о которой и пишут книги. Тема того, что даже если людям дадут возможность что-то исправить, вряд ли у них это получится сделать. Наверное, не стоит сожалеть о том, что было. Надо жить дальше, прошлое оставлять в прошлом и встречать будущее каким бы оно ни было. Все-таки у Криса где-то глубоко было желание, чтобы она ушла на Земле, и на Солярисе. Любовь была невозможна в обоих реальностях. Даже на Земле, где она была настоящая и живая, они не могли быть вместе. Не знаю, что между ними произошло, придумывала разные версии, что это могло быть, и почему она совершила самоубийство. Уверена, что он не хотел, чтобы она умерла, но в какой-то момент он хотел, чтобы она ушла из его жизни.

Крису привычнее любить Хари мертвой. Мертвых вообще любить легче, чем живых. Он много лет носит с собой ее записку, ее фотографию, но все-таки ему привычнее любить ее мертвой. Когда умерший давно человек вдруг появляется живым, это жутко, но Крис вроде понимает, что она не настоящая, но он чувствует тело, прикасается к ней, целует ее, обнимает. И в итоге он обманывается. Я смотрела фильм режиссера Педро Альмодовара с очень похожей историей, где главный герой обманывается, он делает копию своей умершей жены из другого человека и начинает любить его. В человеческом мозгу что-то такое происходит, что он обманывает сам себя. Вроде понимает все четко, но при этом сдается.

Я бы осталась на Солярисе, как Крис. Но не из-за Хари, а из-за других историй, прекрасных и ужасных, которые может преподнести Океан через какое-то время. Крис увидел другой мир, и на Земле у него не будет той жизни, которая есть у нас. Есть своя логика и философия в том, что он остается на Солярисе. Крис знает больше того, что знают земляне. Много вопросов оставил Лем, и каждый пытается ответить на них по-своему. Мне кажется, Крис поступил правильно. Я считаю, что здесь счастливый конец. А тем, что Хари уходит и остается в прошлом, она поставила жирную точку. Если, уходя на Земле, она еще оставила записку Крису, то на Солярисе Хари отпускает его, понимая, что она прошлое и ей надо оставаться в прошлом. Все происходит так, как должно быть. А Крис познает себя. Ему интереснее на Солярисе, чем на Земле, он там что-то нашел. 

Действительно ли Океан Соляриса разумный, если его создание Хари поняла, где ее место? У меня были мысли, что Океан развивается вместе с Хари. Если, например, представить Океан как человека, то мне приходит образ несуразного человека, который вредит не из злости, а такой мелкий пакостник, увидел стул, он его толкнул или сломал. Он перенимает что-то от людей, которых «сканирует». А вдруг через Хари Океан понял что-то важное о людях и забрал ее к себе?

В репертуаре РУСДРАМа до сих пор не было спектакля по фантастическому произведению. Я вообще фантастику в театре никогда не видела. И когда прочла роман «Солярис», это же не драматургия, подумала, а как это все будет на сцене. Доверие к режиссеру Артему Устинову после «Электры» огромное, полностью доверилась ему - что бы он ни сказал, все будет правильно. Материал для постановки очень сложный, необъятный. Много рассказывается о научных исследованиях. Когда читала, меня это даже несколько раздражало, потому что следила больше за линией Крис-Хари. А тут, бац, на двадцать листов соляристика. Но все это интересно переносить на сцену. И то, как всё придумали наши актеры, играющие ученых, молодцы просто! Смогли научный сухой текст обыграть и сделать очень человеческие истории. Надо же сделать так, чтобы сложный материал легко смотрелся на сцене, чтобы зритель не грузился, а чувствовал, что он все понял. Мне кажется, так и получается у ученых. 

Роль Хари - моя первая большая роль. Я очень волнуюсь, в какой-то момент было страшно. Сейчас перевешивает смелость. Даже не знала, что могу быть такой смелой! И я благодарна, что в меня поверили гендиректор Ираклий Хинтба, режиссер Артем Устинов и дали возможность сыграть интереснейшую, потрясающую, огромную роль, которая будет меня развивать, она уже развивает в направлении космоса. И это очень здорово!

Премьерные показы спектакля «Солярис» в постановке номинанта российской национальной премии «Золотая маска", режиссера Артема Устинова пройдут в РУСДРАМе 3 и 4 апреля.


Поделиться в соцсетях

Новости