27 мар 2024
В Государственном русском театре драмы им. Ф. Искандера 31 марта и 1 апреля пройдут премьерные показы шекспировской комедии «Виндзорские проказницы».
Художник-постановщик и художник по костюмам в новом спектакле – Ирина Уколова из Москвы.
У Вас всегда сложносочиненные декорации. Вспоминаются впечатляющие работы в «Рассказе мула старого Хабуга» и «В лучах». Судя по макету «Виндзорских проказниц», необычайный визуал ожидается и в новой постановке Антона Корнилова. Расскажите, какими будут декорации? Какую задачу ставил перед Вами режиссер.
Декорации будут зрелищными, красивыми, эффектными, сложными, интересными. Прежде всего, мы хотели сделать красиво, потому что это Шекспир и это комедия. Пьеса большая, и хотелось, чтобы декорации были многослойными, чтобы что-то двигалось, перемещалось, поднималось, опускалось, но в то же время оставалось единой средой. Кроме того, надо было продумать такие декорации, чтобы театр смог выполнить, нужно соразмерять возможности и время. Поэтому задачи, помимо художественных, еще и практические.
Это старинный шекспировский театр, когда всё очень условное. Мы делаем условный театр и декорации как в старинном театре – деревья на тканях, ажурные занавесы, задники. И всё открытое, мы видим всю механику, как деревья меняются, задники поднимаются, видим, что всё ненастоящее, и в этом тоже задумка сценографии и художественный ход режиссера и художника. Потому что мы делаем на сцене театр в театре.
С какими трудностями сталкивались при реализации задуманного?
Трудностей никаких не было, хоть я и волновалась, как обычно бывает у меня. Всё задуманное мы реализовали, благодаря слаженности работы театра. Директор Ираклий Хинтба нам помогал в решении всех вопросов. Я удивлена, что глобальную, как мне казалась, неподъемную историю, трудоемкую, многодельную, мы преодолели без сложностей. Когда приступала, не знала, как в итоге всё получится, потому что много всего было придумано, так как в отличие от предыдущих наших спектаклей в РУСДРАМе, «Виндзорские проказницы» на большой сцене. Всё задуманное по декорациям реализовали на сто процентов, ни от чего не пришлось отказываться, всё сделано в точности, как на макете, один в один.
Вы не только художник по декорациям, но и художник по костюмам в премьерном спектакле. Это будут исторические костюмы или стилизованные?
Это будут стилизованные костюмы, не столько настоящих шекспировских времён, где фижмы и всякие кринолины. Просто имитация бродячего театра, помятые фраки, сюртуки, самодельные воротнички. Всё немного рукотворное, как театр, который путешествует. Эта не то, чтобы техническая задумка, а это идея подобного театра.
В целом, как идет работа над спектаклем? Цеха как работают, актеры?
Я во многих театрах работала и делала спектакли, есть с чем сравнивать. Цеха РУСДРАМа - все большие молодцы! Огромную работу проделали оперативно, профессионально. Закройщики хорошего мастерства, и швей нашли. И по декорациям отдельная всем благодарность, ребятам, которые всё это красили, клеили. Все подключились и оперативно всё сделали, и я очень благодарна всем.
Актеры крутые! Редко так бывает, что на репетициях смеюсь, плачу или как-то поддаюсь эмоциям, которые должны зрители испытывать. Но здесь я смеюсь от души! Смешно и забавно уже даже на стадии репетиции нового спектакля. Когда артисты сами получают удовольствие от того, как сами шутят, искренне наслаждаются игрой и зрителю передается их энергия. Это очень важно.
Люблю всех артистов РУСДРАМа, потому что они очень открытые и всегда готовы к воплощению идей и мыслей, которые им приносишь, без каприз. И это ценное качество! А с каким энтузиазмом актеры откликаются на выдумки создателей спектакля! Признаюсь, переживали, как же мы им скажем, теперь вы все в поролоновых носах, и представляли, как будем их уговаривать. По опыту знаю, что по-разному артисты могут отреагировать, ведь они играют лицом и не каждый согласится, некоторые даже шляпу с большими полями, маску или пастиж неохотно носят в спектаклях. Поэтому опасения наши были не беспочвенны. А в итоге все артисты РУСДРАМа включились в эту игру, искренне, с удовольствием сидели и вырезали себе эти носы, как маленькие дети на кружке. Вырезали по несколько вариантов, приделывали резинки.
А артисты РУСДРАМа приняли всё, искренне веселятся. Сейчас такая стадия репетиций, когда все работают даже не на сто, а на двести процентов. В напряженном режиме предпремьерные дни проходят. А такая искренность в работе мне нравится.
У Вас уже третий спектакль выходит в Сухуме. РУСДРАМ привлекает Вас для творчества?
В Сухум еду каждый раз с большущим удовольствием. Есть в других городах театры, куда с трудом, через сопротивление, с ужасом, что же меня там ожидает. А в РУСДРАМе я знаю, что работа будет праздник для меня. Директор Ираклий Хинтба, артисты и все сотрудники с радостью работают. Это всегда приятно. И плюс, я очень люблю Абхазию.
Зрителям обязательно надо посмотреть «Виндзорских проказниц» и посмеяться. Мы же все знаем, что смех продлевает жизнь. Приходите на комедию увеличивать своё долголетие, билет в РУСДРАМ продлит вам жизнь. Не надо покупать дорогие крема, ходить на косметические процедуры, лучше купить билет в театр и наслаждаться жизнью. Прийти на премьеру «Виндзорские проказницы» – это хороший повод посмеяться от души, повеселиться, забыть на время о том, что происходит дома и в мире.