Антон Корнилов: наш спектакль для людей

Антон Корнилов: наш спектакль для людей

27 окт 2022

29, 30 и 31 октября пройдут премьерные показы спектакля «В лучах» по пьесе драматурга Артура Палыги.


Режиссер-постановщик спектакля Антон Корнилов рассказал в интервью Амре Амичба о своей работе над новой постановкой в РУСДРАМе.


После режиссерской лаборатории «Сандро» и постановки спектакля «Рассказ мула старого Хабуга» по Искандеру Ваше сотрудничество с РУСДРАМом продолжилось. Как возникла идея поставить спектакль «В лучах»?


Поставить моноспектакль в РУСДРАМе - предложение театра, у которого был интересный материал и актриса, которая изъявила желание этот материал воплотить. С гендиректором Ираклием Хинтба они искали режиссера, и каким-то образом выбор пал на меня, чему безмерно рад. Я прочел пьесу Артура Палыги «В лучах», мне стало интересно. Когда уже выпускал спектакль «Рассказ мула старого Хабуга», внутренне у меня было желание и надежда на то, что еще раз доведется поработать в РУСДРАМе. Я с удовольствием принял приглашение и приехал.


У Вас уже есть режиссерская работа в жанре моноспектакля или «В лучах» будет первой?


Это как раз то, что мне было еще интересно – попробовать себя в постановке моноспектакля. Когда ты ничего не ставил в подобном ключе, тем интереснее работать. В жанре моноспектакля и сам не работал как артист, когда я еще играл в театре, и как режиссер не ставил. Хотя мне был интересен жанр, но как-то не случилось в актерской профессии понять, как это изнутри. Нынешняя постановка в РУСДРАМе – это вызов для меня как для режиссера.


Что важно при решении ставить моноспектакль – сильная актриса, качественная сценография, материал?


Самое главное для моноспектакля – актер или актриса, которая может осилить объем задач, глубину материала, раскрыть тему. Моноспектакль во многом личностная история. Если в других спектаклях есть разные градации ролей, объемов, и есть где можешь отстраниться и более свободно влезть в материал, то в моноспектакле пересечение именно с личными качествами исполнителя неизбежны. Потому что все держится на одном человеке и здесь необходимо глубокое проживание и понимание роли, того, что ты делаешь на сцене.

Я понимал, что здесь очень важна актерская составляющая – кто будет играть. Моноспектакль такая история, где, мне кажется, меньше режиссуры, ее практически не должно быть видно, все должно помогать актеру раскрыться, углубиться в материал. Моя задача была не мешать, тем более что, как я впоследствии убедился, пьеса «В лучах» вполне материал актрисы Ирины Делба. 


Специфика спектакля еще в том, что ставится в камерном пространстве Арт-фойе, я бы сказал, маленьком, даже крохотном, которое предполагает некое интимное существование, определенный способ работы со зрителем, где буквально все на виду. Здесь негде скрыться ни режиссерскими приемами, ни другими фишками, которыми любят режиссеры «закрывать» артистов. В моноспектакле сделать такое очень сложно, здесь в некотором смысле сакральная история.


Для любого актера, моноспектакль – вызов, потому что явственно видно, что он из себя на самом деле представляет. Если моноспектакль ставили бы на большой сцене, на открытой и то было бы больше возможностей закрыться, больше визуальных аспектов, но в Арт-фойе все близко, усложняется задача вдвое. Как у нас в Щукинском училище говорят, «нужно столько сколько нужно». Не больше и не меньше. Если пережать с какими-то моментами психологии, уходить в физиологическое проживание, это может оттолкнуть зрителя, находящегося столь близко. С другой стороны, если не доиграть какие-то вещи, будет неубедительно. Поэтому в моноспектакле, как никогда, важно соблюсти баланс, нужна золотая середина.


Признаюсь вам, сам нахожусь в творческом возбужденном состоянии, мне самому интересно, что будет в итоге.


Пьеса посвящена дважды лауреату Нобелевской премии, выдающейся женщине-ученой Марии Кюри. Насколько Вам, как режиссеру, интересна сама личность и тема для постановки? И кто для Вас люди, идущие на самопожертвование ради высоких целей? Ведь Мария Кюри стала жертвой своих же открытий.  


История о реальном ученом Марии Кюри, но наша задача - показать ее как человека, а не как ученого из учебника, из книги или энциклопедии ЖЗЛ. Действие у нас проходит не в формате творческого вечера уж точно. У нас еще материал такой не с прямой сюжетной линией, не с прямой последовательностью, это многоплановая история. Мы стремились в образности, к раскрытию заложенных тем в пьесе через некий образный ряд и через внутреннюю самоотдачу актрисы.


Поначалу заинтересовался из-за жанра, что на одну актрису постановка, но впоследствии, когда больше погрузился в изучение темы, узнал больше о человеке, материал стал важным для меня, а сейчас очень рад, что так случилось и мы к нему обратились. Не знаю, к счастью или печали, но есть некое пересечение с сегодняшним временем в этом материале. Неожиданная для меня очень важная тема оказалась в спектакле - поднята тема радиоактивности. Ведь, к сожалению, открытия ученых пойдут на благо человечеству или во вред - зависит от самого человечества. Открытие радиации, радия, с одной стороны принесло много пользы в лечении раковых болезней, а с другой стороны, человечество использует ее в войнах. Раньше говорили «лишь бы не было войны», сейчас говорят «лишь бы не было ядерной войны».


Невозможно не задуматься о том, что само понятие самопожертвования отодвинуто. Сейчас мы видим, как охотно и легко могут жертвовать другими людьми. О самопожертвовании никто не слышал давно, наоборот, все берегут себя и не берегут других, порой и закрываются другими, чтобы спасти себя. 


Как Вы подошли к постановке спектакля? Это будет прямая инсценировка пьесы или чем-то еще дополнится спектакль?


Я практически ничего не сократил и не добавил. Только кое-что перекомбинировал, но пьеса позволяла это сделать из-за своей обрывочности, она состоит из неизвестных писем Марии Кюри, дававшие право что-то переставлять местами и формировать свое художественное произведение, не меняя текст, не дополняя. Полностью идем от автора и от артиста. Я всегда так работаю, когда встречаешься с артистами, очень многое зависит от них, корректируешь свой замысел. Очень многое зависит от творческого материала, который представляет собой актриса.


И как работается с актрисой Ириной Делба? Она задействована в Вашем спектакле «Рассказ мула старого Хабуга», но в спектакле «В лучах» она главная и единственная исполнительница.


Работается с Ириной Делба легко. Мне приятно то, что она умеет слушать. Я в артистах ценю исполнительность. И Ирина очень исполнительна. При этом старается привнести свое понимание роли, которое она не навязывает, не проговаривает вслух, а делает. После чего сам убеждаюсь, в какую сторону нужно поворачивать спектакль. При всем том, что я как режиссер задаю тон спектаклю, ставлю задачи, меня радует, что такой двуединый процесс, и по-другому в такой работе быть и не может.


По-вашему мнению, чем будет интересна постановка зрителям, которые придут на премьерные показы спектакля «В лучах» 29, 30 и 31 октября?


Спектакль будет интересен не только тем, кто знает, кто такая Мария Кюри, но и тем, кто абсолютно не знаком к этим именем. Мы делали спектакль художественным произведением, в отрыве от информационных знаний зрителя об ученом и ее открытиях. Можно не знать, кто Мария Кюри, и все равно это будет история женщины – там есть история материнства, тема дискриминации женщин и много всего, что зрителей заинтересует. Единственное, что это не комедия, люди любят повеселиться. Наш формат небольшой, спектакль длится около часа, и я думаю, зрителям он будет интересен в любом случае как акт актерского творчества.


Хочу отметить, что спектакль будет интересен не только актерским исполнением, но и визуальным художественным оформлением - сценографией. У нас получилась очень интересная декорация, которую делала художник-постановщик Ирина Уколова. Эксперименты со светом и пространством. Она все еще воплощается, у меня ожидания, что это очень понравится зрителям. От ощущения какой-то красоты и хрупкости того мира, который мы хотим в этой маленькой комнатке показать. Могу сказать, что образное решение спектакля, воплощенное в сценографии, исходит из внутреннего мира Марии Кюри. Мы попытались создать необычное пространство для Арт-фойе. Зрители, которые раньше видели там другие спектакли, будут приятно удивлены тем, что маленькое пространство может быть и большим.  


Я сторонник театра для людей. Театр должен быть про человека, который играется людьми и для людей. Быть может, если сегодняшнему зрителю не хватает человеческого тепла и общения и он находится в странном состоянии, в котором вроде бы хочется и открыться и закрыться одновременно, нужно идти в театр, чтобы уединиться с такими же людьми, чтобы понять, что ты не одинок. Фазиль Искандер очень хорошо написал в «Сандро из Чегема»: «Современный человек чувствует неустойчивость всего, что делается вокруг него. У него такое ощущение, что все должно рухнуть, и все почему-то держится. Окружающая жизнь гнетет его двойным гнетом, то есть и тем, что все должно рухнуть, и тем, что все еще держится». Наш спектакль для людей.


Билеты на премьерные показы спектакля «В лучах» можно приобрести в кассе театра и онлайн, а также в офисах «А-мобаил» по всей Абхазии.

Поделиться в соцсетях

Новости