Джамбул Жордания о "Тартюфе": раньше была интуиция, а сейчас - мастерство

Джамбул Жордания о "Тартюфе": раньше была интуиция, а сейчас - мастерство

21 июл 2020

Заслуженный артист Абхазии Джамбул Жордания в спектакле «Тартюф» исполняет роль Оргона, которая стала для него дипломной при выпуске из актерской студии Русского театра драмы в 2000 году. 


«История постановки «Тартюфа» в нашем театре началась не 20 лет назад, а гораздо раньше, когда на втором курсе студии при Русском театре по актерскому мастерству делали отрывки из разных классических произведений, в том числе из пьесы Мольера «Тартюф». После того, как увидел, что у нас она может получиться, мастер курса и режиссер театра Мераб Читанава решил сделать из него дипломный спектакль. В то время он учился режиссуре в Театральном институте имени Щукина в Москве на заочном отделении», - вспоминает Джамбул Жордания. 

Жордания заметил, что если поставили бы всю пятиактную пьесу, спектакль длился бы около трех часов, поэтому режиссер Мераб Читанава долго работал над сокращением материала.  

«Работал над сжатием, при этом остались смысл и фабула. Интересный момент в режиссерской работе. В период выпуска спектакля Мераб уже был болен. Достаточно сложно давались наши репетиции. А работали на износ, мы были молоды, полны сил, не были загружены вне театра. Чуть ли не круглосуточно здесь находились. Тогда и оборудование в театре было не такое, и состояние самого здания удручало, окна зацеллофанены, сквозило - зимой холодно, летом душно. Несмотря на всё, в этой пыли и грязи родился спектакль, которому исполняется 20 лет, - подчеркнул актер. - Мне было 29 лет, а я играл отца семейства. Сейчас по возрасту больше соответствую своему персонажу. Мераб любил эксцентрику, клоунаду, в хорошем понимании. Он очень любил все неординарное, был сборщиком каких-то символов, интересных аллегорий, которые обогащают спектакль и делают зрелищным. Он очень любил буффонаду, бурлеск. Ему нравилось, как мы работаем вдохновенно».

В первом выпуске актерской студии было девять человек, все они по распределению режиссера участвовали в спектакле. Из тех, кто играл в первом составе, на показе 24 июля в РУСДРАМе будут актеры Марина Скворцова, Симона Спафопуло, Дмитрий Щукин, Анна Гюрегян и Джамбул Жордания. 

«24 июля 2000 года – день показа выпускного дипломного спектакля и дипломного спектакля режиссера Мераба Читанава. У меня даже газета сохранилась, в которой вышла статья после премьеры под названием «Великолепная девятка». Поскольку граница только-только открылась, и нам невозможно было выехать, и финансовой поддержки не было, экзаменационная комиссия разрешила записать на видеокассету и на защите представить запись спектакля. Мераб получил тогда «отлично». Но самое грустное, что связано с этой постановкой, что через два месяца после выхода спектакля Мераба не стало. Для нас огромный удар, - с грустью сказал Джамбул Жордания. - Ему не было и сорока лет, месяц не дожил до своего дня рождения».  

В 2000 году спектакль стал, по словам Жордания, прорывом для сухумского Русского театра драмы. После показа тогдашний министр культуры Владимир Зантариа, режиссер Михаил Мархолия, Народная артистка Абхазии Софа Агумаа вышли на сцену поздравить актеров и руководство театра, а зрители артистам подарили много цветов. 

«Помню, спектакль должен был идти час и пять минут. Мы его на премьере сыграли чуть ли не за 57 минут. Такая была стремительная постановка. Запомнилось, что Мераб не сидел в зрительном зале, он оказывался за кулисами в самых неожиданных местах. Помню его трепет, кусал губы, грыз ногти. Следил за нами, как за маленькими детьми. Я помню его отцовскую заботливость, хотя разница в возрасте у нас небольшая была. Ходил и подбадривал всех. Боялся, что темпоритм спадет. Но мы настолько были в кураже, еще и фактор зрителя сработал, когда начали реагировать на его придумки - трюки со столом, со стулом, с падениями. Нина Балаева и Мераб Читанава по сути возродили с нуля Русский театр, который после войны остался без труппы», - отметил Жордания. 

Актер вспоминает, что на показе в Москве в 2001 году в Щепкинском училище в рамках Международного фестиваля театральных школ «Подиум» присутствовали представители абхазской диаспоры, и их пришло так много, что членам комиссии негде было сесть. Затем на некоторое время показы прервались, а в 2014 году режиссер Нина Балаева взялась за восстановление спектакля. 

«Спектакль был своеобразен, хорош, задорен, фееричен, молодые же были. Но сейчас это спектакль более осмысленный. Что, я думаю, мы не успели сделать при выпуске дипломного спектакля в 2000 году. Многое усилилось, когда Рубен Депелян начал работать в «Тартюфе». С помощью Нины Балаевой много подробностей появилось в образе главного героя. Сумасшедшую стремительность мы убрали, которая не позволяла зрителям иногда услышать текст. Даже «проглотить» увиденное тоже мы не давали зрителю, так все быстро происходило. Наваливали все новые и новые события. По молодости было простительно, с нашим взрослением всё это надо было довести до ума, и Нине Балаевой это удалось. У каждого из исполнителей появились новые глубины, как мы любим говорить, которые усиливают сюжетную линию и восприятие зрителями. Это очень важно. Раньше больше делали по интуиции, а сейчас добавляем в игру свое мастерство», - пояснил Джамбул Жордания. 

Он заметил, что 24 июля в «Тартюфе» будут играть три поколения актеров театра – первый и второй выпуски Студии, выпускники московского театрального института имени Щукина, ГИТИСа и санкт-петербургского института культуры.


Показ спектакля «Тартюф» по комедии Мольера, приуроченный к 20-летию постановки, пройдет в РУСДРАМе 24 июля. 


Поделиться в соцсетях

Новости