Нина Балаева о «Тартюфе»: символ послевоенного возрождения театра

Нина Балаева о «Тартюфе»: символ послевоенного возрождения театра

20 июл 2020

В 2000 году Государственный русский театр драмы с новой сформировавшейся труппой открылся спектаклем «Тартюф», и его же первым показали зрителям после капитального ремонта здания, завершившегося в 2014 году. Заместитель Генерального директора по творческим вопросам, режиссёр-постановщик Нина Балаева рассказала об истории создания и судьбе спектакля "Тартюф".


«Спектакль стал символом послевоенного возрождения театра. После Отечественной войны народа Абхазии мы существовали номинально по документам, но фактически остались без труппы. Даже здание было наше уничтожено, нам потом дали нынешнее здание. Все актеры, по преимуществу приезжие люди, в августе 1992 года были в отпуске, разъехались по своим семьям и городам. Естественно, никто не вернулся. Чтобы реанимировать театр, решили открыть Студию и обучить тех, кто оставался в театре, - вспоминает Балаева. - «Тартюф» был дипломным спектаклем первого выпуска Студии по актерскому мастерству при Русском театре драмы, в которой основной предмет «мастерство актера» вел режиссер Мераб Читанава. Так трагично сложилось, что, когда принимался за дипломный спектакль, был уже смертельно болен, торопился доделать работу. «Тартюф» – это его лебединая песня. Вскоре его не стало. Постановка Мераба Читанава – это наша «Принцесса Турандот». Спектакль стоит того, чтобы быть одним из фирменных знаков театра».

По словам Нины Балаевой, при выборе пьесы для постановки режиссер исходил из фактуры немногочисленных актеров Русского театра.

«У нас всегда было непросто с распределением ролей. Это сейчас в театре стало больше актеров. Состав предполагаемых исполнителей часто определяет и выбор пьесы. Это сужает коридор поиска, - отметила режиссер. - Из того, что «легло» бы на курс, «Тартюф» оказался подходящей вещью. Все студийцы были заняты в этом спектакле и до сих пор в нем играют – это Джамбул Жордания, Симона Спафопуло, Анна Гюрегян, Дмитрий Щукин. В 2001 году в Москве с успехом прошел показ «Тартюфа» в рамках Международного театрального фестиваля «Подиум». Там нет номинаций, но есть рейтинги. И рейтинг у нас был очень высокий. Эксперты поражались самоотдаче актеров, и еще их впечатляло режиссерское решение. Мы тогда расстарались, из ничего сделали очень красивые костюмы. Нам хотелось после скудности и лишений, сделать красивый спектакль».

Нина Балаева уточнила, что спектаклю «Тартюф» 20 лет, но игрался он меньшее время, так как исполнитель главной роли актер Армен Амирбекян периодически уходил из театра. Во втором потоке студийцев оказался Рубен Депелян, который подходил на роль Тартюфа.

«Мы не могли брать актеров других психофизических данных на эту роль, потому что таким Тартюфа сделал режиссер Мираб Читанава. Была понятна природа, в чем суть конфликта Тартюфа и Оргона, – это красота. Он видел в Тартюфе ангела, что-то неземное, не замечал его истинных качеств. А на самом деле, это юный, но уже глубоко порочный тип. Внешность ангельская сбивала Оргона. Рубена в студию взяли очень молоденьким, заканчивал параллельно вечернюю школу. У него было детское и тоже ангельское лицо. Очень долгое время оставался таким милашечкой. Но время шло, и Рубен подрос и возмужал. И у нас ушел этот фактор. Теперь зрителей Тартюф будет привлекать своей мужественностью, а Оргона чем? Это будет оставаться загадкой и головоломкой для режиссера», - отметила она.

В 2014 году зрителям показали «Тартюф», восстановленный режиссером-постановщиком Ниной Балаевой, и, по ее словам, он отличается от первоначальной постановки.

«В том дипломном спектакле была энергия молодости, которая сейчас есть в «Кьоджинских перепалках». Если будут только буффонность, резвость и почти акробатика, как было в дипломном спектакле, у нас не будет успеха. Спустя годы актеры стали опытными, прошли определенный путь, и должны наполнить абсолютной достоверной логикой свои поступки. И это всё делать было очень увлекательно. Всё обрело какую-то психологическую четкость и прозрачность при восстановлении в 2014 году. Остались в форме того спектакля, но они выросли. Человеческое взросление и актерский опыт они должно были внедрить, по-другому никак нельзя. Думаю, все это удалось, им было очень интересно глубже капнуть в психологическую жизнь персонажа в этой системе образов», - сказала Нина Балаева.

В спектакле несколько предметов мебели, которые обыгрываются многократно, например, огромный абажур, который и колокол, и люстра, и клетка. По словам Балаевой, Мераб Читанава советовался, что бы такое придумать лаконичное для спектакля, и художник Батал Джапуа подсказал абажур. Некоторые изменения в сценографию внесены в 2016 году художниками Виталием Кацба и Дианой Хинтба.

«В спектакле задействованы элементы театра теней. Тени понадобились Мерабу для того, чтобы совершить то, что в кинематографе называются монтаж, какие-то события сделать несценическими, обозначить их, чтобы зритель додумал. Он добивался очень стремительного действия. Если бы не сделал колоссальных сокращений текста пьесы, в спектакле было бы три действия. Пьеса многоречива. И самого говорливого персонажа, Клеанта, Мераб Читанава сделал совершенно иным. Переиначил характер перпендикулярно тому, что написал Мольер, и тем самым режиссер победил многословность пьесы. Сцене стали компактными, какие-то намеки на то, что происходило между этими сценами, обозначил с помощью теней. Таким образом, на сцене возникали только самые яркие эпизоды, чем и добился стремительности действия», - пояснила Нина Балаева.

Она заметила, что спектакль «Тартюф» не игрался в РУСДРАМе уже полтора года: из театра ушел актер Армен Амирбекян, актер Рубен Депелян восстанавливался после болезни.

«Опасаюсь, хватит ли нам одного дня на репетицию. В театре такой плотный график, не получается заранее прорепетировать. Интенсивно живем. Нужно репетировать то, что завтра показывают зрителям. Надеюсь, что в голове все всё прокручивают, вспоминают, и времени хватит на репетицию», - сказала Нина Балаева.


Показ спектакля «Тартюф» по пьесе Мольера, приуроченный к 20-летию постановки, пройдет в Театре Искандера в пятницу, 24 июля, в 19 часов. 


Поделиться в соцсетях

Новости