Режиссёр Сакаев о спектакле  «Широколобый»: актуален всегда

Режиссёр Сакаев о спектакле «Широколобый»: актуален всегда

29 май 2020


«Широколобому» уже два года. Постановка в РУСДРАМе была приурочена к фестивалю Фазиля Искандера «Стоянка человека» в Сухуме. Вы очень давно планировали перенести на сцену любимое произведение. О чем этот спектакль и насколько он актуален сегодня?

«Широколобого» мечтал поставить года с 1994-го, когда впервые его прочел. Случилось. Чему несказанно рад, так как это произошло в нужном месте и в нужное время, именно в том театре и с той труппой, где этот текст оказался наиболее органичен. Зрителям стоит смотреть кинотеатральную версию, потому что это хорошо написано, ярко сыграно и профессионально поставлено. Само произведение Фазиля Искандера - это притча, и жанр сам по себе диктует некую отстранённость от сиюминутного и апеллирует к базовым ценностям. Спектакль о корневой необходимости человека в выборе, необходимой, как воздух, самой возможности выбирать, в том числе свободу и смерть или несвободу и якобы жизнь.

По Вашему мнению, каким будет кинотеатральная версия спектакля «Широколобый»? В чем плюсы и минусы спектакля на экране?

Самый сложный вопрос. По сути, съёмка уже поставленного театрального спектакля (если говорить об идеальном варианте) - это отдельный вид искусства, находящийся на стыке театра, кино, видеоарта, и здесь очень важно, что ставится во главу угла. Абсолютный перенос и соответствие снятого на видео, спектаклю, исполняемому вживую, в нынешних технических условиях трансляции невозможны (пока дополненная реальность ещё не стала общедоступной). Значит, необходимо думать о некой адаптации и переводе одного вида искусства на язык другого с рациональным применением всего инструментария предоставляемого одним другому. В «Широколобом» важно сделать хорошо и качественно с точки зрения чистоты картинки и звука, внятности и органичности монтажа и точности применения тех или иных возможностей камеры.

Надо ли переосмысливать спектакль с течением времени? Что-то в нем менять? Или это цельное произведение, которое должно оставаться неизменным?

Изменения в спектакле в силу самой специфики театрального дела происходят сами собой чаще в сторону ухудшения. Конечно, при возможности необходимо вносить корректировку и уточнения, а в отдельных случаях совершать и радикальную переделку всего спектакля. Но это только когда ситуация неразрешимая и, например, нет подходящего на роль актера или нужно «спасать» или двигать застопорившийся в своем развитии спектакль. И вот в этом случае неизбежно надо перестраивать что-то в самом представлении о том, как тот или иной спектакль может быть переформатирован. Я достаточно прагматичен и понимаю, что сама природа драматического театра противится какой бы то ни было строгой фиксации. Если спектакль живой, и он растет, меняется, то он и неизбежно стареет и «уходит», поскольку и жизнь вокруг меняется. Тут уже необходимо при постановке учитывать и как-то закладывать эту износостойкость. В «Широколобом» темы выбора, решения, свободы, жизни и смерти всегда будут актуальны.

Как влияют вводы актеров в спектакль? Это «новая кровь»? Это хорошо или нарушает уже сложившийся ансамбль актеров?

Все зависит от каждого конкретного спектакля. Обычно бытует мнение, что любой ввод это некое разрушение исходного построения, но я уверен как раз в обратном. Ввод для меня это потенциальный шанс что-то уточнить и перестроить в спектакле в соответствии с возможностями нового исполнителя. Ввод также возможный вариант привнесения новой энергии и нового движения не только для вводимого актера и его роли, но и для спектакля и всех исполнителей, задействованных в спектакле, игравшемся на премьере. В спектакль «Широколобый» введен актер Осман Абухба. Слышал много комплементарных отзывов об его игре. В Абхазию и в спектакль вернулся актер Рубен Депелян, и это очень хорошо.

Как проходит ваша самоизоляция в Санкт-Петербурге? Каково это не работать творческому человеку и сидеть взаперти? Смотрите онлайн трансляции спектаклей? Ваш театр Левендаль перешел на онлайн проекты?

Изоляция проходит так же, как у всех театральных деятелей в Петербурге: сижу дома, смотрю видео гениальных (не российских и не своих) немецких спектаклей, смотрю хорошее кино, влезаю в разные дискуссии в Фейсбуке. Читаю книгу Билла Брайсона «Краткая история почти всего на свете» и материалы на сайте colta.ru. Репетирую через скайп с актерами своего театра Левендаль параллельно два спектакля - по Софоклу и Салтыкову-Щедрину. Актеры театра очень активно взялись за разные онлайн проекты, но это скорее от безвыходности, чем от большого желания. Сама система онлайн пока что не очень у нас разработана. Нужна какая-то отдельная репертуарная политика и какой-то особый подход и человек в театре, который системно занимался бы этим направлениям творческой деятельности. Пока только поиски.


Кинотеатральную версию спектакля «Широколобый» по новелле-притче Фазиля Искандера в постановке санкт-петербургского режиссера Искандэра Сакаева РУСДРАМ покажет 10 июня в 19 часов на своем YouTube канале.

Театр просит своих зрителей оказать поддержку посильными пожертвованиями. Продажа виртуальных билетов открыта на сайте https://rusdram.org/ и в офисах «А-Мобаил» по всей Абхазии.  


Поделиться в соцсетях

Новости