Батал Джапуа: в спектакле "Хаджи-Мурат" - мир Толстого, мир Кавказа
14 дек 2018
В преддверии премьеры "Хаджи-Мурата" Л.Н. Толстого мы побеседовали со знаменитым абхазским художником Баталом Джапуа, который после большого перерыва вернулся в театр в качестве художника-постановщика.
Как Вы согласились стать художником-постановщиком спектакля «Хаджи-Мурат»?
Ираклий Ревазович Хинтба виноват. По сути, тема действительно очень интересная, но крайне рисковая. Пьесы нет, спектакль практически не ставился, и эта нетронутость и заинтересовала, как и возможность некоего эксперимента в плане сценографической и цветовой пластики. Это подтолкнуло к работе. Я понимал, что не имею ничего, кроме самого произведения.
Вы упомянули об эксперименте. Что для Вас, как для художника, является экспериментом в этой работе?
Абсолютно все. Немного раскрывая карты: где Хаджи-Мурат, где Лев Толстой и где вагон? И вагон ли это? Если отталкиваться от прямого прочтения «Хаджи-Мурата», набор декораций - не очевиден. Сам материал в бытовой логике не предполагает появления таких декораций, подобных костюмов, подобной музыки. Попытка скрестить машинную графику, абстрактные цветовые пятна, материал и режиссерский замысел - и есть эксперимент.
Продолжая разговор о костюмах. Почему именно такое решение?
Они стилизованные, ведь это не история и не этнография. Я больше исходил из пластической потребности, здесь много хореографии, много агрессивных движений. В таких вещах нужны локальные цвета, чтобы цвет и форма подчеркивали движения, подчеркивали пластику, а не ограничивали ее. Нам была нужна строгость. Все это будет дополнено работой художника по свету. Я уверен, что Евгений Лисицын найдет правильные решения, и картина будет очень интересной.
В прошлом Вы неоднократно работали с Адгуром Кове и поставили несколько спектаклей как в Русском, так и в Абхазском театре.
С Адгуром сложно, даже несмотря на то, что понимаем мы друг друга с полуслова. Стоящая вещь рождается в процессе, она нащупывается. Поэтому и сложно цехам. Цеха находятся в неведении, на них огромная нагрузка легла, и они с ней достойно справились. Лично я давно не дружу с театром….
Именно поэтому с этой работой связывают Ваше возвращение в театр...
Это кратковременно (смеется).
Чего ожидать зрителю от спектакля «Хаджи-Мурат»?
Зритель, возможно, будет не готов к такому зрелищу. Что сделает зритель в преддверии премьеры, увидев столько рекламы? Он в первую очередь пойдет читать «Хаджи-Мурата», но этого будет недостаточно. Надо читать и «Хаджи-Мурата», и Льва Толстого, знать его мир, знать мир Кавказа. Очень многое надо знать, чтобы понять этот спектакль. И такие зрители будут, я уверен. Здесь нет прямых аналогий, банальных историй, хореографических решений в национальном ключе. Здесь язык действительно театральный. Зритель это примет, когда увидит все в целом. Но кто-то изначально не будет к этому готов. И это хорошо.
Премьера спектакля "Хаджи-Мурат" состоится 17 и 18 декабря в 19.00. Справки по телефону: 7-204-204