21 мар 2023
В Государственном русском театре драмы им. Ф. Искандера 26 и 27 марта состоится премьера комедии «Красавец мужчина» в постановке режиссера Ирины Дремовой.
Заслуженная артистка Абхазии Наталия Папаскири исполняет роль Аполлинарии Антоновны.
Наталия Павловна, за свою многолетнюю актерскую карьеру Вам доводилось играть в спектаклях по пьесе Александра Островского?
Да, в русдрамовском спектакле «Дневник авантюриста» по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты» играла маму Глумова. Островского также играла в дипломном спектакле «Волки и овцы», роль Мурзавецкой. Но потом долгий период не было ничего до «Авантюриста». И вот сейчас «Красавец мужчина». Получается, третья моя встреча с Александром Николаевичем. В студенческие годы это одна история, а когда ты уже взрослый актер с опытом – другой подход и понимание другое великой драматургии.
Чем отличается постановка по произведению классика от постановок по пьесам современных драматургов? Вы играете в спектакле по Зеллеру, а сейчас готовитесь к премьере по Островскому.
Сравнивать нельзя. У Зеллера свои темы, у Островского свои. И способ разговора со зрителем у драматургов разный. Замечу, что в нашем спектакле «Красавец мужчина» подача глубокая, понятная, но неожиданная и нетрадиционная, которую могут ожидать зрители при постановке по пьесе классика. Если кто-то ждет какой-то нуднятины, не дождется! Очень все живо и остро.
Расскажите о своей роли в спектакле - об Аполлинарии Антоновне. Какая она в спектакле?
Это будет комический персонаж. У нас все образы обостряются. Такова манера игры и способ существования, предложенный режиссером Ириной Дремовой. Аполлинария Антоновна – тетя, которая воспитала племянницу по своему образу и подобию, привила ей правила, как она представляла, какой должна быть женщина, жена. Будучи сама глубоко несчастной, не любив в семейной жизни. По наущению Аполлинарии Антоновны Зоя вышла замуж за красивого мужчину. К сожалению, и сегодня многие равняются на внешние данные, стремятся к какому-то растиражированному идеалу. Как показывает жизнь, красота – не ориентир, абсолютно неважна, потому что жить с человеком, с его характером, с его привычками, с мировоззрением, с его поступками, а не с его красотой. Надо глубоко «рыть», исследовать и ценить душевные качества. Красота так скоротечна… Образ Аполлинарии Антоновны острохарактерный должен быть. Пока работаю над этим, пусть зритель судит.
Какие общечеловеческие темы звучат спектакле, какие пороки обнажаются?
Цена любви какая, какая цена женского самопожертвования, которая полностью себя отдает мужу, забывая о себе. Зоя полностью растворилась в муже. Лживость и алчность обнажаются в спектакле. В их обществе царят лицемерие, ханжество, взятки – и это у них норма. Всё там ведь ради денег и ради них идут по разбитым сердцам, по людям, и никто ни с чем не считается, важны для всех только деньги. Во главе угла богатство, а оно нужно для того, чтобы тут же растранжирить и прогулять. Цели приземленные у персонажей. Жители города Бряхимова беспечны, праздный образ жизни ведут, совершенно не созидательный, нравственных, высокодуховных порывов в них нет, живут тем, что перемывают друг другу косточки, играют в карты, сидят в ресторанах или кафе. Там все друг друга знают, обо всех владеют информацией, ничего не скроешь, и их это устраивает – всё, как в Абхазии. Времена меняются, но человеческие пороки, что во времена Островского, что в нынешнее время – одни и те же.
Водоворот каких событий привлечет внимание зрителей премьерных показов комедии «Красавец мужчина» 26 и 27 марта?
Внимание зрителей в спектакле привлечет каскад нескончаемых явлений, персонажей, которых им придется разгадывать, кто они и что из себя представляют. Все человеческие качества показаны через обостренные характеры героев. Привлечет внимание неожиданность решения классического произведения и трагикомический эффект, который постоянно будет присутствовать. Всё на грани, по лезвию ножа – вроде бы смешно, но в то же время и трагично, страшно и больно, по живому. К финалу безудержное буйство, радость, смех как лакмусовая бумажка будет проявлять изменения, которые произошли. Расплата и что за этим стоит, и что из этого вытекает. И я думаю, многие выйдут из зала задумавшись и переосмыслив какие-то важные вещи. Не останутся равнодушными, глядя на происходящее на сцене – то, с чего все начиналось, и то, к чему это пришло. Поэтому печальная комедия.
Не могу не спросить. Вы заняты практически во всех спектаклях театра – «Мама», «Кровавая свадьба», «Электра», «Оскар», «Примадонны», перечислять можно долго. С молодыми артистами Вы и в новогодних спектаклях, которые играются дважды в день в течение двух недель. Редкая постановка обходится без Вашего участия. И вот очередной новый спектакль. Вы на пике карьеры и в превосходной актерской и физической форме! Что Вам даёт силы и желание так много работать?
Гендиректор театра Ираклий Ревазович Хинтба доверяет и я рада этому! Порой мне кажется, что лучше меня знает, какая роль мне больше подойдет. Изначально когда предлагает, бывает, недоумеваю, а потом понимаю, что был прав. Он насмотренный знаток театра и пристрастный зритель, замечания и комментарии, которые он дает, очень точны. Иногда, бывает, что кто-то отказывается от роли, у кого-то не получается по иным обстоятельствам, и мне предлагают, я всегда соглашаюсь, потому что считаю, что актер должен играть всё, что ему дают. Находи что нравится и что вытащить из каждой роли. У нас такая профессия.
А даёт силы работать, наверное, жадность актерская и радость творчества. Бывает трудно и непонятно, но если ты идешь, и этот путь в тебе что-то пробуждает, становится понятно зачем, и тебя это подпитывает. И еще то, что молодежь рядом. У нас замечательный коллектив, все интересные, самобытные. Живой коллектив, деятельный, который полон сил и энергии. Энергия просто хлещет и нельзя же не выпить из этого колодца! Я рада этому! Много лет я практически ничего не делала. Тому были обстоятельства - война, послевоенная ситуация, студенты студии, обучение новой труппы, - актеры не были сильно загружены, деятельность была редкая. Сейчас благодарю Бога за всё, что есть у меня.
Беседовала Амра Амичба
Билеты на премьерные показы комедии «Красавец мужчина» 26 и 27 марта в продаже в кассе и онлайн на сайте театра, а также в офисах «А-Мобаил» по всей Абхазии.