3 сен 2020
О чем и о ком новый спектакль «Радость вопреки всему» в Театре Искандера рассказала режиссёр постановки Мария Романова.
Мария, в отличие от других спектаклей РУСДРАМа «Радость вопреки всему» - это не постановка по конкретному произведению, пьесе или инсценировке романа. Театр анонсировал, что это спектакль о Лорке - о поэте и драматурге, по пьесе которого недавно в РУСДРАМе Вы выпустили нашумевшую премьеру «Кровавая свадьба». Почему возникла идея осуществить отдельную постановку об этом авторе?
Сначала было предложение заняться вечером поэзии Лорки в РУСДРАМе. Но еще во время работы над спектаклем «Кровавая свадьба», когда прочла его дневники, записи, интервью, которые очень впечатлили, захотелось поделиться его какими-то высказываниями. Соединяя поэзию и его размышления, постановка становится объемнее. У нас получается работа скорее не о жизни Лорки, а в принципе о художнике, о законах творчества.
То есть это не биографический спектакль о Лорке?
Мы не рассказываем о творческой жизни и смерти Лорки, это огромный объем. У нас не было такой задачи. Если бы мы год занимались постановкой о личности Лорки, наверное, была бы другая работа. Или как у Юрия Бутусова спектакль «Кабаре. Брехт», посвященный личности немецкого драматурга, и затрагивающий разные аспекты его жизни, большое сочинение актеров и режиссера, над которым они не один год работали. Мы же взяли определенный аспект из жизни Лорки – его любовную лирику и отношение к театру. Возможно, по форме чем-то напоминает бутусовский спектакль, но наша постановка иная.
Для понимания зрителей, как Вы будете добиваться единой сюжетной линии, чтобы при просмотре считывалась последовательность повествования?
Сюжета четкого не будет, он и не нужен. Есть композиция из стихов, сменяющаяся высказываниями, и дающее в конце надежду на вечную молодость. Есть намеки и на смерть, и на его муки, более осведомленный считает их, но менее знающий тоже разглядит, - мы обо всем этом говорим через стихи. Единая линия на чувственно-интуитивном ощущенческом течении спектакля, впечатлении от поэзии. Считайте спектакль одним большим стихотворением с переливающейся тематикой. Не всегда же в стихотворении есть четкая сюжетная линия, строй стиха идет всплесками, ощущениями, образами.
Для меня эта работа о молодости души, молодости творческой души, молодости театра. В Театре Вахтангова был спектакль по пьесе Александра Гладкова «Молодость театра», посвященный режиссеру, актеру и театральному деятелю Евгению Багратионовичу Вахтангову и созданной им 1-й студии МХТ. И эта «Молодость театра» ассоциировалось у меня с РУСДРАМом, работая с молодыми актерами труппы над материалом по Лорке.
Влюбленность Лорки в Театр «Ла Баррака» (с исп. «балаган», передвижной народный театр, который возглавлял Лорка), и то, что я ощущаю, созвучно молодой труппе РУСДРАМа. Глядя на них, так же, как я, влюбленных в театр, черпаю вдохновение из этого.
Спектакль, с одной стороны, о Лорке, о его взаимодействии с театром, с другой стороны, это очень пересекается с РУСДРАМовской студийностью. Скажу по-секрету, в спектакле будет интервью Лорки, которое очень внимательно обработал сам Ираклий Ревазович, выбрав аспекты относительно театра. Интервью действует бесконечной любовью к театру, и вдохновляет на радость творчества, оно о любви и молодости театра. Что пересекается с творческой атмосферой в РУСДРАМе, и дает позитивный толчок в работе над спектаклем.
Заняты в постановке «Радость вопреки всему» в основном те же артисты, что и в Вашем спектакле «Кровавая свадьба», потому что у Вас с ними уже наработанный опыт сотворчества?
Для меня ансамблевая работа со всеми актерами. Они все дают разную палитру собою, не могу выделить кого-то одного. Тут нет главных и второстепенных ролей. Как у Лорки говорится, «у нас нет премьеров и премьерш», актеры РУСДРАМа любят театр, искусство, и это прекрасно!
Так как ребята были плотно заняты в репертуаре, нечасто мне удавалось их всех вместе собрать, но были индивидуальные репетиции, что доставляло мне большое наслаждение при работе над стихами. Но самое основное, мне хотелось, чтоб и им это доставляло наслаждение, чтобы не перегружало их какой-то ответственностью, чтобы возникло «искристое шампанское». Сейчас уже идут совместные репетиции. Мне кажется, некоторые актеры прочувствовали личность поэта. Влюбляются в Лорку совершенно естественным образом. Кто-то немного с другой стороны относится, более саркастичной, и это вносит неплохой оттенок в постановку, создающий объем.
Лорка – большой ребенок, фанатично любящий творчество и театр, как про него говорили, театр в какой-то момент стал для него любимой игрушкой. Когда работали с Эмилем Петровым, который и будет читать интервью Лорки, в памяти обращалась к творцам, которые посвятили свою жизнь театру, - моим учителям, режиссерам Юрию Николаевичу Бутусову и Григорию Михайловичу Козлову. Привившим мне святую любовь к театру, творчеству, созданию спектаклей. Старалась передать свое отношение к театру и своих учителей актерам, занятым в спектакле «Радость вопреки всему».
Как зрителю подготовиться к просмотру спектакля «Радость вопреки всему»? И нужно ли это?
Мне кажется, необязательно как-то готовиться. Можно почитать стихи Лорки, о его жизни, какие-то высказывания. Главное, прийти на спектакль открытым, и получать впечатления. Сам Лорка не был за интеллектуальный театр, при этом его сложное творчество скорее интуитивно-ассоциативно-чувственное, где-то присутствует и иррациональность.
Спектакль малой формы, потому что тем самым постановку можно сделать более атмосферной - с точки зрения света, звука, декораций и существования артиста на сцене. Так в РУСДРАМе еще не ставили кресла, зрители сидят на сцене спиной к большому залу. За спиной актеров стена театра. У художника-постановщика Виталия Кацба возникла прекрасная идея полотен, на которые будут проецироваться разные письмена. Впервые в спектакле РУСДРАМа будет задействован проектор, который будет давать некий ассоциативный ряд. Такая камерность придаст особую атмосферу спектаклю.
Премьерные показы спектакля «Радость вопреки всему» в постановке режиссера Марии Романовой пройдут в РУСДРАМе 11 и 12 сентября. В спектакле принимают участие молодые артисты Мадлена Барциц, Ирина Делба, Саид Лазба, Милана Ломия, Эмиль Петров, Марина Сичинава, Кирилл Шишкин.