Симона Спафопуло: мой творческий путь начался с "Тартюфа"

Симона Спафопуло: мой творческий путь начался с "Тартюфа"

20 июл 2020

Актриса Театра Искандера Симона Спафопуло в спектакле «Тартюф» вот уже 20 лет предстает в образе старушки, госпожи Пернель, которую она начала играть в 22 года. 

На фестивале театральных школ «Подиум» в Москве, в котором принимал участие Русский театр со спектаклем «Тартюф» в 2001 году, эксперты недоуменно интересовались, сколько же лет актрисе, так правдоподобно сыгравшей пожилую женщину. 

«Тогда образ сложился из двух моих бабушек. Сейчас уже более зрелый возраст, имея жизненный опыт, какие-то нюансы понимаю мозгами, а не просто генной памятью актрисы: то, как ведет себя старуха, как пытается навести порядок в семье, всех приструнить», - заметила Симона Спафопуло.

Актриса рассказала, что спектакль «Тартюф» положил начало профессионального творческого пути выпускников первого потока Студии при театре, обучавшихся с 1995 по 2000 год, среди которых была и она. 

«Тартюф» уникален тем, что это мой первый профессиональный спектакль в карьере. Во-вторых, связан с именем нашего режиссера, мастера курса Мераба Читанава. Это была наша первая серьезная работа над классикой с профессиональным режиссером. Считаю, что спектакль должен жить в нашем театре. Он будет преобразовываться, но уникальный режиссёрский каркас настолько силён и профессионален, что какие бы перемены не происходили с актерским составом, он переживет время, и будет актуален всегда», - подчеркнула Спафопуло.

Вспоминая режиссера спектакля «Тартюф», своего педагога по актерскому мастерству Мераба Читанава, актриса отметила уникальность мироощущения человека искусства.

«Уникальность Мараба Читанава была в том, что даже вне репетиции, вне театра, смотрел на мир через призму художника. На людей, на жизнь, на всё, что его окружало, он смотрел ежеминутно через призму искусства. Потрясающий был режиссёр, и его уход был болезненным для нас. Осталась привычка, что бы у нас в театре не происходило, какие бы спектакли не ставились, всегда автоматически думаешь, а как бы оценил твою работу Мераб». 

Оставшийся без труппы после Отечественной войны народа Абхазии Русский театр драмы сразу принял в штат учащихся Студии. 

«Всё было на таком энтузиазме и подъеме, мы просто горели, мечтали выйти на сцену. Глотали буквально зал. И темпоритм у спектакля был сумасшедший. Я помню, в день премьеры 24 июля 2000 года, как Мераб Читанава ходил за кулисами и говорил «быстрее, быстрее». Он нас подгонял, сам был настолько темпераментным. Такое ощущение было, что он хотел успеть всё, и так мало он сделал, к сожалению. После его ухода надежды наши разрушились, потом со временем всё встало на свои места, - сказала Симона Спафопуло. - Я открою секрет, он каждого из нашего курса по отдельности обожал и как людей, и как будущих актеров. Очень жалел нас. Когда выпускался спектакль «Тартюф» была на пятом месяце беременности. И я не говорила режиссеру об этом. Потому что если бы я сказала, он бы очень сильно нервничал, и убрал эффектный сундук из сцены со мной. Сундук в самом начале спектакля после первой своей сцены поднимаю и несу за кулисы, а в конце бегу с ним. И вот в тайне от Мераба весь театр переделывал сундук, чтобы его немного облегчить, рейки поменьше, каркас потоньше. И до последнего он не знал, что я в положении. И так сыграла премьеру».

По словам Симоны, в течение 20 лет спектакль живой еще и в связи с тем, что жизнь вокруг него обновлялась, происходили события, личные изменения, актеры становились старше, обзаводились семьями и детьми. 

«В 2001 году повезли спектакль на фестиваль «Подиум» в Москве. Сыну Никите было всего три месяца, мы его с собой взяли. Помню, таскали по всей Москве. И на спектакле я отыграла первую сцену, забежала за кулисы, накормила его, сзади платья было много крючков, меня еле успели застегнуть на все, и я опять вышла на сцену», - поделилась актриса. 

Симона Спафопуло отметила, что при восстановлении спектакля режиссером Ниной Балаевой, удалось сохранить ритм постановки, заданный режиссером Мерабом Читанава. 

«В 2014 году Нина Балаева максимально постаралась выдержать его стиль и замысел. Прежде всего, темпоритм, который был главным. Сохранить сердцебиение спектакля в определенном ритме, который был задан режиссером Мерабом Читанава. То, что раньше делалось автоматически, наполнилось содержанием, а сценический образ - возрастным осмыслением. В связи с тем, что актеры взрослели, вносились изменения. Как бы оценил Мераб, задумываюсь опять. Думаю, и сам бы внес много изменений за столько лет существования спектакля», - заметила актриса. 

Показ спектакля «Тартюф» по комедии Мольера, приуроченный к 20-летию постановки, пройдет в РУСДРАМе 24 июля. 


Поделиться в соцсетях

Новости